Хотя, когда человек строит теплицу, он как раз и хочет избежать всякого риска — получить в лучшее время гарантированный урожай: уж под плёнкой-то растение ни мороз, ни ветер, ни кислотные дожди, ни болезни не достанут! Так рассуждают люди, которые видели теплицы, в основном, снаружи, издалека. Я и сам, было время, рассуждал так же. Теперь свои старые наивные представления о тепличном хозяйстве я вспоминаю, только когда вижу с дороги чей-нибудь брошенный каркас с обрывками плёнки, похожий на тот, о котором в своё время подумывал и я.
Тем не менее, именно тепличный способ выращивания овощей на сравнительно небольших площадях набирает популярность в России, складываясь уже в определённую индустрию, на которую работают заводы и прикладная наука, с которой старается дружить торговля. Покупатель уже не хочет ждать лета, чтобы ощутить вкус свежего огурца или помидора — вон они, в любое время года на овощном прилавке почти в каждом магазине. Теперь вопрос ставится иначе: где и как этот огурец выращен.
Китайцы — большие специалисты в зарабатывании денег на тепличном бизнесе (во всяком случае, те китайцы, которые работают на территории России). Но не случайно в больших городах продавцы всё чаще дописывают на ценниках «не китайское» — информация о том, на какой суровой химии держится этот успех, благодаря СМИ перестала быть национальным секретом китайской диаспоры. Менее привлекательным становится и турецкий фруктово-овощной импорт, заполонивший и торговые сети, и бывшие колхозные рынки: там тоже с химией не всё в порядке. А органику и экологически чистый продукт из Европы к нам почти не везут — она и там продаётся прекрасно, хотя и стоит существенно дороже.
Из этого следует вывод, что российский рынок быстро созревает для предложения экологичного продукта местного производства — доступного большинству населения по цене и безопасного для здоровья. Более-менее крупный бизнес уже давно просчитал эту перемену ситуации на рынке, промышленные тепличные хозяйства оснащаются сейчас по последнему слову науки и техники, однако крупному предприятию удобно работать с крупной торговой сетью, оно, как правило, расположено вблизи крупного же города. Малые и средние города с их сотнями тысяч маленьких магазинов и крохотных рынков остаются во власти импорта. Корзинка помидоров или огурцов, которую какая-нибудь баба Маня продаст — в сезон, с асфальта, за копейки — погоды не делает. Пока. Немногочисленные фермерские овощные хозяйства пока по большей части работают на открытом грунте, а значит, львиную долю урожая отвозят на консервные заводы.
Из тех же СМИ россиянин знает, что основная проблема для производителя овощей в России — не вырастить, а продать. Место на рынке, на корню скупленном той или иной не местной мафией, не получить, с разного рода «проверяющими» делиться приходится, те грабят, эти грабят... Это всё тысячи раз написано и прочитано, в эфире озвучено, увидено и услышано.
Однако не всё так однозначно, как рисует большинство СМИ. Если бы они чаще показывали/описывали хозяйства более-менее заметных местных производителей овощей, мы знали бы и другие проблемы. Например, увидели бы, что конструктивно и технически наши теплицы далеко отстали от современного уровня. Что хранение выращенного у нас в большинстве случаев вообще не развито и на этой проблеме мы теряем урожая больше, чем съедают бесплатно все проверяющие вкупе с насекомыми-вредителями. Криминал и административные препоны убирать надо самым решительным образом — кто спорит? Однако нужно и хозяйство приводить в конкурентоспособное состояние.
Иначе себестоимость нашего огурца и без всякой мафии останется такой, что ни себе, ни людям, а привезённый из-за моря овощ так и будет дешевле, чем выращенный в 20 км от рынка. Наш покупатель, особенно в средних и маленьких городах, по меркам развитых стран человек почти нищий, для него этот вопрос на первом месте. И выбор в пользу экологически безопасной местной продукции он сделает только при её равной цене с импортной химией.
Понятно, что человек, решивший построить теплицу, делает это не ради того, чтобы завалить огурцами местный рынок, накормить всех голодных, удивить мир рекордной урожайностью или войти в историю овощеводства парой-тройкой новых сортов. Подавляющая часть овощеводов-тепличников хочет честным трудом зарабатывать приличные деньги, а все остальные детали их интересуют постольку-поскольку. И ему, грубо говоря, по барабану, что там будет расти-кучерявиться — лишь бы оно продавалось и давало больше прибыли. Поэтому мы рассмотрим разные варианты использования теплиц. Для опытных людей они, возможно, не будут новостью, но даже если кому-то из начинающих помогут сориентироваться и правильно выстроить свой будущий маленький бизнес, извлечь дополнительную прибыль, будем считать, что наши усилия не пропали даром. Тем более, что нередко человек берётся за теплицы, лишившись работы по основной своей профессии, вкладывает в это все свои накопления, а то и влезает в серьёзные кредиты. Риск остаться не с овощами, а с долгами и без того велик, чтобы ещё усиливать его работой по отжившим своё схемам.
Пока запомним основное: ситуация на рынке такова, что самое время занимать своё место.
Сад
- 05/12/2013
- 1977 views
Из всех рискованных способов, которыми люди пытаются заработать в сельском хозяйстве, теплицы я бы поставил если не на первое место, то где-то недалеко от него.