Следует отметить, что необходимо проверять состояние свечей зажигания после того, как двигатель прогреется до рабочей температуры.
Свеча зажигания не имеющая дефектов. Должна иметь налет сухой по фактуре, причем светло-коричневого, либо серого цвета. Ее электрод не должен быть изношен. Изношенным считается электрод, который имеет закругленную форму. При этом не возникают перебои искрообразования
Наличие нагара черного цвета и сухого по фактуре. Это свидетельствует о длительной работе ДВС на переобогашенной топливной смеси и с неполным сгоранием топлива. При этом возникают перебои искрообразования.
Наличие нагара черного цвета (сажи) и маслянистого по фактуре Это свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания, причем возможно через изношенные поршневые кольца и изношенные маслосъемные колпачки, а также возможно при износе направляющих втулок клапанов, а именно при несоответствующем зазоре между стержнями клапанов и направляющими втулками клапанов. При этом возникают перебои искрообразования.
Наличие нагара белого или светло-серого цвета и сухого по фактуре. Это свидетельствует о перегреве ДВС либо в связи с неправильной регулировкой угла опережения зажигания или в связи с применением топлива с несоответствующим октановым числом.
Наличие нагара красноватого цвета и сухого по фактуре. Это свидетельствует о повышенном содержании соединений железа (содержащихся в антидетонационных присадках) в бензине. При этом на свечах зажигания образуются отложения красного цвета. Эти отложения, содержащие соединения железа, накапливаясь на изоляИ)рах свечей вызывают перебои искрообразования.
Перечень операций по диагностике свечей зажигания следующий:
1. Проверить отсутствие механического и усталостного повреждения резьбовой части свечей и электродов свечей. Проверить отсутствие механического повреждения изоляторов свечей.
2. Проверить отсутствие в диагностируемой системе зажигания свеч от других систем зажигания.
3. Проверить наличие соответствующего искрового промежутка между центральными и боковыми электродами свечей зажигания. При необходимости зазор следует отрегулировать.
4. Проверить наличие соответствующего калильного числа у свечей зажигания. При правильно подобранном калильном числе свечи зажигания должно отсутствовать калильное зажигание и свеча должна самоочищаться при работе ДВС. Калильное число свечи обозначает условное число, которое соответствует времени начала появления калильного зажигания (преждевременного зажигания топливной смеси от нагретых электродов свечи зажигания). Это число можно проверить только при испытании свечей на моторной установке (исследовательский метод). Свечи с низким калильным числом считаются «горячими», а с высоким калильным числом считаются «холодными».
5. Проверить отсутствие дефектов свечей зажигания с применением стенда Э-203 ГАРО (г. Великий Новгород), предназначенного для диагностики свечей зажигания под давлением 9—14 бар. Перед проверкой свечей зажигания на стенде их следует предварительно очистить на пескоструйной установке, предназначенной для очистки свечей зажигания. При проверке свечи зажигания на стенде Э-203 сначала следует установить свечу в испытательную камеру стенда.
Затем затянуть свечу с помощью гаечного ключа. После этого включить электропитание стенда и подключить наконечник высоковольтного провода стенда к свече. Далее при помощи рукоятки насоса стенда следует обеспечить давление в испытательной камере 14 бар. Затем нажать кнопку управления искрообразованием и визуально через окно камеры проверить отсутствие дефектов свечи зажигания. При проверке не имеющих дефектов свечей зажигания на стенде Э-203 их искрообразование должно быть бесперебойным, а цвет искр синим, причем искры не должны рассыпаться. Свечи с дефектами следует заменить.
Диагностика угла опережения зажигания при работе батарейной системы зажигания
Несоответствующее изменение угла опережения зажигания может быть вызвано тремя возможными дефектами: асинхронизмом момента искрообразования; несоответствующей установкой угла опережения зажигания; несоответствующей работой центробежного и/или вакуумного регуляторов угла опережения зажигания.
Диагностика асинхронизма момента искрообразования в цилиндрах ДВС
Отклонение момента искрообразования в различных цилиндрах двигателя называется асинхронизмом момента искрообразования. Искрообразование должно происходить в цилиндрах ДВС в конце такта сжатия, причем при соответствующем положении поршня (не доходя ВМТ такта сжатия). Во всех цилиндрах момент искрообразования должен быть одинаковым. Перед выполнением диагностики следует в технической документации на диагностируемую батарейную систему зажигания определить допустимый асинхронизм моментом искрообразования.
Асинхронизм момента искрообразования, например, на мотортестере МТ-5 проверяется в режиме наложенного изображения (при включении этого режима). При этом режиме импульсы первичной цепи для всех цилиндров совмещаются на экране монитора на одной оси.
Наложенное изображение всех импульсов первичного напряжения катушки зажигания на экране монитора позволяет определить наличие износа кулачков вала или деформации вала, а также наличие несоответствующего зазора (люфта) в соединениях и подшипниках, наличие дефектов элементов прерывателя. Асинхронизм момента искрообразования на некоторых мотортестерах может представляться в виде числа на экране монитора.