Разделка под дерево сравнительно не трудна и производится так: гладко выстроганную поверхность куска доски именно той породы, цвет которой хотят воспроизвести, покрывают краскою, после чего ребром железной или деревянной линейки краску стирают. Она останется только между волокнами дерева, а поверх волокон почти совсем стирается линейкой. Если после этого пройти окрашенную поверхность эластичным валиком, то краска к нему пристанет и может быть перенесена на другую доску простого дерева. Полученный при этом снимок точно передает все разветвления первой доски. Повторяя то же самое несколько раз, можно получить много снимков.
При разделке деревянных изделий и штукатурных работах, когда требуется воспроизвести цвет какой-либо определенной породы дерева или мрамора, окрашивать надо не менее 4-5 раз; причем при последней окраске краску разбавляют, кроме скипидара, также и маслом. При такой окраске необходимо строго наблюсти, чтобы на поверхности не оставалось ни малейших следов кисти.
При разделке под дуб для грунтовки употребляется такая краска, которая подходит под цвет той породы дуба, которую хотят воспроизвести.
Цвет и рисунок разных пород дуба может быть различен, а потому выбор породы зависит от маляра, который и должен сообразоваться с освещением и положением предмета в комнате. Цвета дуба изменяются между желтым или оранжево-желтым, в самых темных оттенках этого цвета, что и наблюдается на разных сортах дубового дерева. Поэтому разделку под дуб можно подогнать под цвет общего тона комнаты, тем более что под дуб можно одинаково хорошо разделывать потолки, стены, карнизы и плинтусы комнаты, ибо эти части часто делаются из настоящего дуба.
Сделав грунтовку и просушив ее, приготовляют полупрозрачную краску, которая цветом должна соответствовать тону воспроизводимого дуба. Этою краскою ровно покрывают грунтовку, после чего по этой покрышке проводят зубчатым инструментом из железа, кости, рога, гуттаперчи и дерева.
Такой инструмент по виду напоминает собою гребенку и бывает с более или менее расставленными зубцами, так как и у естественного дуба жилки расположены не на ровном расстоянии друг от друга, а в зависимости от породы дерева.
При поперечном разрезе дуба волокна выступают довольно ясно, образуя красивые рисунки, в особенности,когда дерево было распилено наискось.
Маляр должен следовать этим рисункам и для этого мазеобразную краску надо местами стирать тряпочкой или смыть скипидаром. Понятно, что такая работа требует от работающего некоторого вкуса и понимания при выборе строения и расположения волокон и жилок, ибо последние в натуральном дереве могут быть расположены весьма разнообразно.
После того, когда жилки дерева ясно обозначены, надо отделать рисунок масляною краскою, чтобы придать, где требуется, более темные оттенки.
Для проведения на светлом фоне ровных темных полос обмакивают в краску кисть, называемую расхлесткой.
Пропускают ее сквозь гребень, вследствие чего на ней образуется несколько параллельных тонких кистей, которыми эти полосы и проводятся. Чтобы сделать светлые полосы на темном фоне, то такою же кистью, но без краски, проводят по свежему слою темной краски. Дальнейшая разделка и оттушевка оттенков производится флейцами. Для просветления некоторых мест употребляется губка пли кисть, смоченная поташною водою. Для резких световых штрихов употребляется роговая пластинка. Иногда разделывают валиком, но эта разделка гораздо хуже, чем ручная. После окончания всех этих работ окраску покрывают копаловым лаком.
Если такую разделку хотят воспроизвести возможно дешевым способом, то воспроизведение сложных узоров и лакировку вовсе отбрасывают, а поверх грунтовки покрывают только на которой делаются жилки. Грунтуют только один раз клеевой грунтовкой и покрывают два раза масляною краскою среднего достоинства. При таких работах часто заменяют копаловый лак олифой с примесью какого-либо сушащего вещества.
Разделка под красное дерево делается на грунте оранжево-желтом и частью желтовато-красном, с разными промежуточными оттенками.
Для разрисовки жилок идут следующие краски: сиенская земля, турецкая умбра, вандиковая коричневая, жженая кость и лак. Краски растирают на воде. После этого краски вытенивают с слабым пивом или с какою-либо другою слегка вяжущею жидкостью.
Полученною жидкою краскою рисуют волокна и поры дерева; краску следует наносить небольшими количествами, и пока она еще не просохла, трогают осторожно сухою кистью. После этого краску приготовляют гуще, цветом ярче и наносят ее толстыми мазками, чем и достигается воспроизведение красивых и разнообразных оттенков, которыми характеризуется вообще красное дерево. Эти оттенки разводят и разглаживают слабыми волочениями барсучьей кисти — работа, требующая большого навыка, ибо разводку оттенков надо произвести по всему рисунку, пока краска еще не успела высохнуть. Оконченную разделку покрывают лаком (копаловым) лучшего сорта.
Атласное дерево разделывается почти так же, как красное дерево. Грунтовка светло-желтая.
Розовое дерево разделывается сравнительно реже других сортов мебельного дерева. Грунтуют краской густого желто-красно-го цвета. Затем приготовленной из жженой кости краской наводят жилки тоненькой кистью так же, как при разделке под красное дерево. Для этой работы иногда делают кисть из собольих волосков, вделанных особенным образом в жесть. Затем следуют оттенение, нанесение вяжущего вещества и окончательная отделка копаловым лаком.
Разделка под дуб имеет обширное применение при отделке столовых, библиотек, вестибюлей и проч., и такая отделка по прочности своей предпочитается всякой другой отделке. Лак, употребляемый для покрытия, не должен быть непременно лучшего качества, но обязательно копаловый.
Благодаря красоте и яркости цветов, в настоящее время часто разделывают под красное дерево такие комнаты, которые прежде разделывались только под дубовое дерево.
Относительно красного дерева следует заметить, что оно, подобно дубу, бывает различных цветов, оттенков и тонов. Разделка под красное дерево поэтому вполне подходит для каждого стиля мебели.
Разделка под атласное дерево применяется почти исключительно для покрытия деревянных поделок в гостиных и будуарах. Хотя атласное дерево и не обладает разнообразием тонов, как дуб и красное дерево, но все же производящему работу представляется выбор при решении вопроса об отделке атласным деревом и выбор тона, подходящего к окружающей обстановке.
Вообще при разделке под красивые и редкие сорта дерева необходимо употреблять только лучшие сорта копалового лака, чем одновременно достигаются красота и прочность.
Ореховое дерево, как известно, является соперником красного дерева. Оно имеет желтовато-бурый фон, по которому расположены темные жилки, идущие параллельно краю доски или бруска. Сердцевина дерева много темнее, а жилки образуют между собою продолговатые овалы, сидящие один в другом. Фон этого дерева покрыт маленькими зернышками и мелкими жилками. Грунтовка и жилки орехового дерева могут быть сделаны более или менее светлыми или темными.
Ореховое дерево очень красиво, в особенности так называемое пятнистое, отличающееся бесчисленными неравномерными пятнами, перемешанными с маленькими круглыми. Красивы также сорта, покрытые нежными жилками; вообще окраска различных сортов орехового дерева весьма разнообразна и потому разделка под это дерево требует большой опытности.
Лимонное дерево светло-желтого цвета; продольные жилки нежны и едва заметны, а поперечные— довольно широки и выступают ясно. Фон лимонного дерева как бы усеян блестящими точками с перламутровым блеском.
Клен — порода дерева, весьма распространенная в России. Имеет много разновидностей, отличающихся цветом древесины, рисунком и расположением прожилок, пятен и точек. Цвет клена преимущественно светло-желтый, хотя встречаются экзотические сорта этого дерева с красноватыми полосками, как у сахарного клена.
Клен и лимонное дерево подходят к совместной отделке, причем из клена делают ободки и рамы, а из лимонного дерева — панели, филенки и проч.
Относительно всех поименованных сортов дерева следует заметить, что грунт окраски почти всегда должен быть желтый, только у одних он светлее, а у других темнее, переходящий в красноватый.
Когда грунтовая краска вполне обсохнет, предмет окрашивают краской того цвета, который соответствует фону дерева, причем она должна быть жидкой. Затем, не давая краске высохнуть, приступают к разрисовке жилок и других узоров дерева. Для этой цели служат особые кисти, которыми по поверхности предмета проводят прямые, извилистые и круговые линии в том направлении, в каком расположены жилки подделываемого дерева. Кисти надо иметь различной величины, для того чтобы иметь возможность проводить линии требуемой рисунком толщины.
При разделке работающий должен иметь перед глазами образец для выбора и смешения красок и правильного расположения слоев дерева при разделке сердцевины и проведении жилок.
Жилки и фон дерева у сердцевины бывают всегда немного темнее, чем к краям, расположенным ближе к коре.
Кроме того, жилки сердцевины много резче, тоньше и извилистее, расположены менее параллельно, чем по краям. Эти жилки вокруг сердцевины иногда образуют концентрические овалы.
Вообще, при разделке дерева может встретиться много обстоятельств, требующих со стороны маляра некоторого знакомства с строением и оттенками цветов различных пород дерева.
При разделке под какое-либо дерево на палитре необходимо иметь белую, желтую, красную, черную краски, а также сиенскую серую и жженую, шафранную охру и желтый лак.
Масляным краскам часто придают прозрачность, приготовив их на жидком растворе воска в скипидаре.
Для разделки поверхностей из мягкого дерева так, чтобы они походили на сделанные из твердого дерева, грунтуют один или два раза и после высыхания трут немного пемзой, после чего разделывают волокна масляной или уксусной краской. Последняя дешевле, удобнее для работы и быстрее сохнет, но при работе уксусною краскою нужна опытная рука, ибо работа должна идти достаточно быстро, пока нанесенные краски не успеют засохнуть.
При разделке больших поверхностей не следует наносить красок более, чем можно отделать в 4-5 минут.
Часть краски, растертой на уксусе, разводят уксусом так жидко, что на грунте она образует только тонкую глазурь, после чего ею быстро окрашивают разделываемую поверхность. Пока краска еще не обсохла, грубо рисуют на поверхности маленькою кистью жилки и тотчас же разводят и разрисовывают их должным образом; заставляя руку дрожать, можно довольно точно передать рисунок дерева.
Для такой разделки жилок употребляют сначала грубую щетинную кисть, после чего подправляют не совсем разведенные места пером,бородка которого срезывается для этого несколько уже.
При разделке некоторых сортов дерева, после того, как краска наполовину высохнет, на поверхности окраски жилок слегка проводят в вертикальном направлении барсучьей кистью, причем краски еще более смешиваются. Для нашей цели особенно пригодна круглая толстая барсучья кисть с растопыренными волосками, ибо при проведении ее можно поворачивать, чем достигается возможность не прикасаться к разделке раз смоченными волосками. Кисть при работе надо держать почти вертикально для того, чтобы разделки касались крайние волоски, а не вся нижняя поверхность кисти. Для того же, чтобы при разделке воспроизвести также и поры некоторых пород дерева (дуба, орехового и красного), надо иметь несколько не-обрезанных кистей различной величины. Для больших поверхностей кисть должна иметь ширину 7-14 см и толщину 8 мм; для меньших же, как, например, фризы и желобки, употребляются, соответственно, меньшие кисти. Такою кистью ударяют наведенную лазурь снизу вверх, так что удары образуют ряд, после чего приступают к разделка волокон и жилок.
Когда разделка сделана и просохла, ее надо покрыть один или несколько раз лаком.
Разделка масляной краской должна быть предпочитаема уже потому, что тогда нет надобности торопиться и можно на хорошую разделку употребить достаточно времени.
Жилки и слои также делают кистью и разводят барсучьей кистью. После просушки разделку покрывают лаком.
Если хотят придать разделке особенно красивый вид, такой, чтобы она выглядела как отполированная, то первый грунт надо сделать жирный, а затем тощий; шлифуют и окрашивают два раза копаловым лаком. После просушки лакировки ее протирают суконкой с мелкорастертой с водою пемзой и еще раз покрывают лаком.