Перемещение бревен воротом
Строителю следует взять за непреложное правило не поднимать значительные тяжести «хребтом». Достаточно серьезно перегрузить позвоночник, чтобы затем заниматься не сооружением дома, а лечением. Более 25-30 кг поднимать не следует. Но даже такой вес надо брать умеючи. Нельзя сгибаться перед ним дугой. Вместо этого рекомендуется присесть перед грузом, выпрямить позвоночник и, медленно разгибая колени, поднять его. Таким образом, тяжесть превозмогается не спиной, а ногами. Этого правила необходимо придерживаться неукоснительно.
Допустим, возникла необходимость подтянуть в нужное место ствол (хлыст) только что поваленного и освобожденного от веток дерева, например сосны.,
И, хотя хлыст может весить не одну сотню килограммов, доставить его — задача для ворота вполне посильная. Перемещается хлыст с помощью переносного блока, который крепится на вершинном или комлевом конце. Это зависит от того, какой из концов окажется ближе к месту доставки. Переносной блок «облегчает» хлыст наполовину. Еще настолько же уменьшит вес разгрузочный блок.
Чтобы понизить трение ствола о грунт, под него можно подложить пару катков диаметром 10-15 см. Они будут выполнять функции широких колес, что значительно упростит перемещение. При необходимости под катки можно настелить жерди. Получится почти рельсовая дорога. Если ствол необходимо транспортировать не по прямой линии относительно ворота, используется дополнительный переносной блок. Он располагается так, чтобы можно было придать тяговому тросику нужное направление.
В случае невозможности применить катки груз передвигают юзом, подложив под него короткие круглые обрезки диаметром хотя бы 7-8 см. Подсунуть их под хлыст легче всего с помощью лома. Для этого конец лома загоняют под него сбоку. Поближе к стволу подкладывают что-либо, способное служить опорой для лома. Надавив на этот рычаг, хлыст приподнимают и подсовывают обрезки. Предварительно их можно стесать с одного конца, чтобы загнать под него как клинья. Такие подкладки уменьшают трение.
Для перетаскивания бревен тросик ворота снимается с мачты. Дополнительные блоки образуют простейший полиспаст, благодаря которому хлыст становится вполне послушным. Если ствол остановится, скажем, зацепившись за что-то, его надо пошевелить ломиком или просто ногой. Как правило, ствол освобождается от препятствия и продолжает свой путь.
Мне многократно приходилось доставлять стволы, находившиеся от сруба на расстоянии 200-250 м. С помощью ворота их можно транспортировать на любую дистанцию, был бы трос нужной длины. При перемещении юзом хлыст лучше располагать вершиной вперед. Она более гибкая и легче взбирается на разного рода препятствия.
Перекатывание бревен
Поскольку бревно представляет собой очень широкое колесо, его можно катить. Лучше всего это делать, подложив под него пару жердей. Есть несколько способов перемещения. Бревно катят, толкая руками, как бочку. Так его перемещают на небольшие расстояния. При более значительных дистанциях неплохо использовать деревянную вагу, легкую трубу или лом. Действуя ими как рычагом, бревну придают вращательное движение. Особенно удобно перекатывать таким способом короткие бревна.
Если же кругляк надо доставить, преодолев 20-30 м и более, то для перемещения лучше использовать веревку. Один ее конец закрепляется на линии движения, а другой подводится под бревно снизу. Достаточно потянуть его в сторону перекатки, чтобы сообщить бревну вращательное движение. Таким способом бревна можно перемещать на значительные расстояния, особенно по дороге или ровной поверхности. Жерди, уложенные по ходу движения, значительно облегчают и ускоряют работу.
Продольное перемещение бревна
При необходимости подвинуть бревно по оси на незначительное расстояние применяют лом или трубу со сплющенным концом. Рычаг вгоняют в грунт под торец с наклоном в обратную сторону примерно 45 градусов. Надавив рычагом на торец, толкают бревно вперед на 25-30 см.
Этого результата Можно добиться и другим путем. Накиньте первую петлю короткой веревки или тросика на передний торец, а вторую петлю — на лом ниже его середины. Слегка вбейте лом в землю под острым углом в сторону бревна. Навалитесь на рычаг, и бревно охотно передвинется вперед. Если требуется сдвинуть его в продольном направлении на 1-2 см, достаточно хорошо ударить кувалдой по торцу, и получите нужный результат. Этот прием часто применяется, когда бревно находится на срубе.
Если требуется повернуть лежащее на земле бревно, предположим, перпендикулярно к занимаемому положению, делают это опять-таки с помощью лома. Его подсовывают под передний торец и толкают в нужном направлении. Чтобы удержать второй конец бревна на месте, перед ним вбивают легкую трубу или просто небольшой колышек.
Перевозка бревна на тележке
Когда возникает необходимость доставить бревно весом до 100 кг и длиной 4-5 м, преодолев значительное расстояние, скажем километр или больше, удобно воспользоваться тележкой с двумя колесами большого диаметра и кузовом, отцентрированным по их оси. При погрузке бревна тележка как бы сама наваливает его на себя. Для этого передний край кузова подводится под торец лежащего бревна. Опуская рукоятки тележки вниз, поднимают торец. После этого ручки тележки еще раз резким толчком подают вниз с расчетом на то, чтобы торец слегка подскочил. В этот момент тележку толкают вперед под бревно. В результате таких действий бревно взбирается на кузов. Здесь его располагают равновесно относительно колесной оси. В этом случае ось полностью принимает вес груза на себя. Задача перевозчика состоит только в том, чтобы обеспечить нужную тягу. Если ехать по дороге, эти усилия окажутся весьма незначительными. Интересно, что тележка едет легче, когда ее толкают сзади, а бревно располагается под небольшим утлом к дороге. Тогда оно своим как будто падающим весом помогает движению.
Главное при рассматриваемой транспортировке бревна — хорошо закрепить его на кузове, чтобы не ерзало. Для предупреждения продольного смещения достаточно снизу вбить в бревно на небольшую глубину по гвоздю у переднего и заднего обводов кузова. Поперечному смещению препятствуют короткие бечевки, которыми бревно крепится к четырем углам. При такой упаковке его можно везти даже по бездорожью, в том числе по лесу. Небольшие завалы и другие препятствия, перегородившие путь, можно переехать, положив под колеса и на препятствие для спуска по короткой доске. Они послужат мостиком.