Железные крыши. Известно, что железо, в особенности находящееся на открытом воздухе или же в сыром помещении, предрасположено к окислению и образованию ржавчины, а потому окраска его необходима и должна быть произведена особенно тщательно масляною краской лучшего качества.
Железные листы, прежде чем будут употреблены для покрытия крыши, должны быть хорошо очищены от грязи, мусора и пыли и затем загрунтованы с обеих сторон олифой или масляного краской, разведенной довольно жидко. Для грунтовки может быть пригодна всякая, хорошо кроющаяся масляная краска. Чаще других употребляется железный сурик, разведенный в 3 частях олифы.
Загрунтованные листы, после того как будут прикреплены к стропилам, подкрашивают в местах, поврежденных при работе, и после этого уже окрашивают за два раза масляного краскою. Для первого покрытия краску берут с большим количеством олифы, по высохшему первому слою кроют второй слой, а в некоторых случаях и третий слой. Желоба и места, прилегающие к водосточным трубам, полезно прокрасить лишний раз, так как в этих местах краска портится быстрее от скопляющейся воды с пылью и грязью.
Краску надо тонко истереть; она должна сохнуть достаточно быстро и быть твердой; олифы для разведения краски должны быть также хорошего качества.
Для предохранения железа от ржавчины лучшей краской является железный сурик. 16 кг этого сурика разбавляют 28,6 кг олифы; для грунта разбавляют тремя частями олифы.
Для обновления цвета крыш, окрашенных суриком, можно окрасить их начисто более яркой краской, как например мумией и другими.
Из зеленых красок особенно хороша медянка как наиболее прочная и красивая по колориту. Медянка служит для окраски загородных и дачных построек. В городах же, за малыми исключениями, зеленые крыши встречаются довольно редко. 16 кг густой медянки разбавляют 6-7,4 кг олифы.
Для окраски крыши употребляется также минеральная, цинковая и патентованная зелень, как более дешевые. Так же точно рекомендуются графитовая, свинцовая и цинковая серые. 16 кг этих красок разводят 6-8 кг олифы.
При выборе краски надо принять во внимание, что темные колера поглощают большее количество солнечных лучей сравнительно со светлыми и потому темные нагреваются сильнее, передавая теплоту железу, которое, расширяясь, может образовать трещины в красочном слое. Кроме того, темные колера скоро выгорают, что бывает часто заметно на крышах, обращенных на юг. Таким образом оказывается, что светлые цвета красок для покрытия крыш наиболее удобны и практичны.
Что касается времени, то для окраски выбирают в северных губерниях с начала мая до половины июля; в средних и южных губерниях можно красить до октября. Следует избегать окраски крыш в те месяцы в году, когда ночи становятся холодными и сырыми, потому что наведенная утром краска не будет поспевать просохнуть до вечера, и такая окраска окажется непрочной.
В слишком сухую и ветреную погоду производить окраску надо осмотрительно, так как насевшая пыль, впитывая в себя много жидкой краски в момент ее наведения и смешиваясь с нею, придает грязный вид окрашенной поверхности. В сильную жару также следует избегать красить крыши, ибо очень быстрое высыхание краски вредно отражается на ее прочности.
Возобновление окраски железных крыш требует старательного удаления с поверхности не только старой отлупившейся краски, но также и ржавчины. Для этого обыкновенно пользуются проволочными щетками, метлами и скребками. Выгоревшую, но еще не отпавшую старую краску можно не счищать и ограничиться только удалением насевшей пыли и грязи. Если старая краска удаляется трудно, то приходится прибегать к отжиганию докрасна накаленным железом.
Очищенную крышу надо покрыть олифой, и когда последняя подсохнет, то все щели и трещины замазать замазкой. Но более удобной для этой цели оказывается гак называемая каучуковая суриковая замазка. Хотя эта замазка сохнет медленнее других, но зато отличается эластичностью и плотно пристает к железу.
Когда замазка высохнет, крышу надо покрыть олифой или же жидкой краской, а затем два раза масляною краскою избранного колера. Вообще, при перекраске старой крыши расход на красочные материалы значительно превышает расход на окраску новой крыши.
Деревянные крыши, как и вообще всякую деревянную поверхность, следует красить не иначе, как после полной просушки дерева и притом в безветренную сухую погоду.
Поверхность деревянных крыш почти всегда бывает пориста и неровна, и потому жадно впитывает в себя олифу; при окраске большое значение имеют грунтовка и замазка. Для получения удовлетворительного результата крышу надо перед окраской покрыть 1-2 раза олифой и когда грунтовка вполне засохнет, то замазывают все щели масляною замазкой. Замазанные места красят один раз олифой и уже после окрашивания краской два раза.