К окраске масляною краскою обыкновенно приступают не ранее, как на другой год после постройки здания. При этом новую штукатурку до окраски покрывают олифой так, чтобы масло проникло возможно глубже. В холодное время полезно прибавить скипидара 5-10%.
Если стены были ранее окрашены клеевою или известкового краскою, то ее необходимо тщательно счистить. Все щели замазывают алебастром и протирают огнеупорным кирпичом для того, чтобы получилась гладкая поверхность. После просушки штукатурку грунтуют; олифе дают подсохнуть в течение 1-2 дней и повторяют грунтовку, с прибавкою некоторого количества краски.
Под белую или светлую окраску идут низкие сорта свинцовых белил; для темных колеров употребляются землистые краски, как например: мумия, охра, железный сурик.
По высохшей грунтовке шпаклюют впадины и небольшие трещины. Стены, подверженные действию сырости, шпаклюют масляною шпаклевкою. Для сухих стен берут полумасляную шпаклевку; чрез прибавку сухой краски соответственного колера ей придают цвет, по возможности близкий к окончательной окраске.
Просохшую шпаклевку сглаживают мокрой пемзой; причем, если получится достаточно гладкая поверхность, то грунтуют жидкой краской; иначе шпаклевку придется повторить. По высохшей грунтовке кроют один или два раза краской нормальной густоты требуемого колера.
Если фасад дома был окрашен масляною краскою, то при возобновлении окраски необходимо полное удаление отстающих слоев. Поврежденную штукатурку подправляют и после высыхания покрывают олифой весь фасад; в дальнейшем поступают как с новым фасадом. Окраска цементных стен и других сооружений представляется работой более трудной и требующей особой специальной подготовки поверхности.
Цемент, как известно, содержит в своем составе известное количество солей натрия и калия, которые в сыром цементе находятся в растворенном виде и по мере высыхания цемента кристаллизуются, образуя на поверхности налет сероватого цвета. В сухих местах соли остаются нерастворенными и в этом виде на краску не действуют, но достаточно присутствия влаги, как они растворяются и происходит обмыливание олифы и масляной краски, которые покрываются темными пузырями и буграми. Поверхность их делается мягкой, а находящаяся под ними краска получит тестообразную консистенцию. Бугры все более и более увеличиваются и, наконец, лопаются, содержимое вытекает, а вся краска частями сползает.
Такую окраску надо счистить проволочными щетками, а очищенную поверхность обработать особыми средствами, указанными ниже. Так же действуют некоторые сорта известковой штукатурки, содержащие щелочи. Вот почему, окрашивая цемент, надо обождать, пока щелочь нейтрализуется постоянным действием углекислоты воздуха, на что необходимо около двух лет.
В том случае, когда необходимо окрасить еще свежий цемент масляной или лаковой краской, то этот процесс можно ускорить обмыванием раствором какой-либо минеральной кислоты. Чаще всего для этого употребляется серная кислота, разбавленная в 8 частях воды, или же разведенный в воде гипс или алебастр.
Обработанную этими растворами поверхность промывают, высушивают и производят окраску, как было объяснено выше.
Хорошим средством для грунтовки рекомендуют цементин. Этот состав сам по себе изолирует красочный слой и потому не требует такой тщательной и сложной подготовки. По просохшему цементину можно красить любой краской.
Голый кирпич красят очень редко, причем такая окраска не представляет затруднения. Кирпич должен быть достаточно сух и перед окраской его шпаклюют.
Внутренняя окраска штукатурных или цементных стен почти не отличается от окраски наружных. Здесь особенное внимание должно быть обращено на тщательность выбора красочного материала и изящество отделки.
Шпаклевку для работ внутри сухих помещений можно сделать клеевую или полумасляную. Для последних слоев применяются исключительно краски, приготовленные на подсолнечном или маковом маслах, которыми густые краски и разбавляются.
При белых подкрасках внутри жилых помещений, для последнего слоя берут цинковые белила, ибо свинцовые белила скоро желтеют.
При окраске, в большинстве случаев, стену делят на две части, из которых верхнюю, большую, окрашивают в более светлую краску, а нижнюю (панель) — несколько темнее; границу между ними обозначают узким бордюром. Такой же бордюр проводят и по верхней линии стены, вершка на два отступив от потолка, по линии, отвечающей бордюру обоев.
Иногда стены и потолки разделывают под дерево, причем для потолка берут более светлый рисунок.
Если при отделке стен часто встречается совершенно одинаковый рисунок, то прибегают к помощи трафарета, который значительно ускоряет работу. Трафарет представляет собой кусок плотной бумаги, на которой вырезаны и намечены проколами очертания, узоры и орнаменты. Трафарет накладывают на стену, придерживая одной рукой, а другой при помощи кисти проводят рисунок, отвесно ударяя кистью и затем подправляя рисунок от руки.