Краски сухие обходятся дешевле в покупке, но их приходится растирать вместе с маслом на краскотерке. Если краскотерки в распоряжении маляра не имеется, то поневоле приходится покупать тертые краски. Такие краски обойдутся много дороже сухих, но зато они очень мелко истерты и потому работать ими очень легко.
Густо растертые краски надо перед употреблением в дело разбавить олифой. Краски сухие, не растертые, а только разбавленные олифой не годятся для чистых работ, ибо красят плохо и дают неровный, усеянный крупинками красочный стой. Тертые краски обыкновенно продаются в дубовых бочонках весом от 16 до 160 кг, а также в жестянках весом от 400 г до 8 кг.
Все краски в закупоренном виде могут сохраняться до 2 лет и даже более без изменения их качеств, за исключением киновари и свинцового сурика, которые могут оставаться в тертом виде не более 2 недель. Цинковые белила и лазурь после 6-8 месяцев стояния делаются тягучими и требуют переработки.
При работе для того чтобы начатая краска не покрылась пленкой, надо ее залить олифой — той самой, на которой она была истерта при изготовлении.
Испытание малярных красок производят пробою на стекле. При хороших качествах краска должна быть мелко истерта и не содержать следов крупинок. В тонком слое краски не должны давать просвета; при обыкновенной комнатной температуре должны подсыхать, а после 20 часов — не давать отлипы.
В большинстве случаев краски для малярных работ употребляются минерального происхождения и редко — растительного.
Белые краски
Главнейшие из них — свинцовые и цинковые белила. По химическому составу свинцовые белила представляют основную углекислую соль. Чистые белила называются цельными и носят марку № 0. Белила с примесью сернокислого барита (тяжелого шпата) называются сортовыми и отмечены № 1, № 2 и № 3. Последние два сорта иногда содержат до 40% тяжелого шпата. Из других подмесей встречаются мел, гипс, полевой шпат, каолин. Чистые свинцовые белила обладают большою кро-вельною силою. К недостаткам их относятся ядовитость и способность темнеть в присутствии сероводородного газа.
Все это заставляет для некоторых работ отдавать предпочтение цинковым белилам. В чистом виде эти белила представляют белый, нежный на ощупь, порошок. В торговлю белила поступают также с примесью шпата, гипса и т. п.; подмеси эти можно открыть благодаря свойству окиси цинка легко растворяться в серной кислоте, которая не действует на примеси.
При масляной окраске грунт обыкновенно наводят свинцовыми белилами и поверх их кроют цинковыми.
По своему химическому составу цинковые белила представляют окись цинка. В торговле высший сорт цинковых белил носит название шневейс и отмечен № 0; цинквейс — № 1.
Из более низких сортов и побочного продукта при производстве цинковых белил получается краска цинк-грау.
Мел, или углекислая известь, имеет обширное применение при составлении клеевых красок, входя в их состав самостоятельно или для разбелов, а также для приготовления замазок и шпаклевок. Лучшие сорта мела носят название мела плавленого, который получается отмучиванием самородков.
В России мел встречается в достаточно чистом виде, не требующем обработки, в Курской губернии и известен в торговле под именем белгородского мела, в особенности замазочный мел, продающийся кулями. Большое применение в малярном деле имеет так называемый шведский мел плавленый. За последние годы появился в продаже прекрасный по качеству вышгородский мел — плавленый и замазочный.
Известь получается из известняка или известкового камня, который находится в разных местностях. Известняк часто содержит в себе глинистые или железистые составные части. В последнем случае он имеет синеватый цвет, обладает большою плотностью и твердостью.
Известь можно получить чрез обжигания известняка в особых печах несколько дней подряд. В начале обжигания из печи будет выделяться густой черный удушливый дым со своеобразным запахом, который затем сменяется белым, что и служит одним из признаков превращения известняка в известь.
Температура в печи при обжиге должна быть очень высока, иначе могут получится куски извести дурно обожженные и негодные к употреблению.
Обожженный известняк предоставляет собою негашеную, или едкую, известь в кусках, часто называемую кипелкой, обнаруживающую едкие свойства, быстро разрушающие органические ткани. При продолжительном лежании на воздухе эта известь поглощает из него углекислоту и делается все более и более слабой и менее годной для употребления.
Едкая негашеная известь перед употреблением в дело обращается в гашеную, что достигается посредством гашения ее водою. В ящик, назначенный для гашения, кладут едкую известь и наливают на нее достаточное количество воды, причем происходит гашение, то есть сильное поглощение воды. При этом известь сильно нагревается, кипит и испускает много густого пара; после достаточного насыщения водою известь успокаивается и превращается в мелкий пушистый порошок гашеной извести.
Если при гашении будет взято много воды, то известь ослабит свою силу, а если мало, то в извести останутся негашеные и, следовательно, негодные к употреблению куски.
Что касается количества воды, необходимой для гашения извести, то оно не всегда бывает одинаково и зависит от состава и качества взятой извести. Вот почему воду наливают в известь не сразу, но постепенно, пока вся известь погасится.
Для чистой работы и окончательной отделки гашеную известь толкут и просеивают сквозь мелкое сито, ибо даже самые маленькие непогашенные кусочки извести портят наружность работы, так как после они продолжают гаситься и изменять цвет.
Известь дает на воде очень распространенную прочную белую краску для дешевых работ по кирпичу и штукатурке.
Известь разрушает органические краски, но с землистыми дает прочные тона.
Шпат, легкий и тяжелый, служит как подмесь в краски для их удешевления; он не влияет на цвет, но ослабляет кровельную способность. Суррогат, хотя и употребительный, но недобросовестный.
Желтые краски
Охра желтая отличается большой кровельной силой и прочностью. Достоинство охры характеризуется преобладанием глины. Хорошая охра должна быть жирна на ощупь, с водою должна давать пластическую массу, при высыхании не превращаться в каменистое состояние. Сухие куски охры должны легко мяться между пальцами и представлять однородный продукт, без примеси песку, мелу и других веществ.
Охра богата содержанием окисей железа: при содержании 16% железа охра дает бледно-желтую краску; при 25%получаются оттенки оранжевые и коричневые. Охра дает достаточно прочную краску.
Лучшие сорта охры привозятся из Франции, богатой обширными и сравнительно чистыми залежами.
Охра находит большое применение в малярном деле как масляная, клеевая или известковая краска и употребляется для грунтовок, а также для составления масляных шпаклевок.
Охра хотя и отличается значительною кровельною силою, но от времени теряет яркость цвета, что, однако, не оказывает влияние на качество краски, хорошо смешивается почти со всеми красящими веществами, не оказывая действия на их состав.
Обыкновенная охра при прокатывании получает красновато-кирпичный цвет и в этом виде поступает в продажу под названием жженой охры.
Крон представляет соединение хромовой кислоты с окислами цинка или свинца. Отличается ярко-желтым цветом. Примесями и изменением химического состава получаются весьма разнообразные оттенки от самого светло-желтого до темно-красного, носящие название хрома желтого, оранжевого, красного и других.
Чистый крон (цельный) продается в виде мелких головок (№ 0); другие сорта № 1, № 2 и № 5 содержат до 80% примесей.
Крон часто получается при обработке сернокислого свинца раствором двухромовокислым кали. Обычной примесью крона, таким образом, является сернокислый цинк.
Из других встречающихся примесей крона можно указать на тяжелый шпат, гипс, мел и глину.
Большим спросом в малярном деле пользуется крон цинковый, который постоянен по цвету, но кроет сравнительно слабее свинцового крона.
Красные краски
Сурик свинцовый принадлежит к числу весьма употребительных красных красок (красно-оранжевого оттенка), приготовленных из аморфной окиси свинца, растворенной без остатка в азотной кислоте. В продажу поступает в виде тонкого порошка, отличается большою кровельною способностью и содержит всегда значительный процент примесей.
Как самостоятельная краска свинцовый сурик употребляется сравнительно редко, в особенности для наружных окрасок, ибо под влиянием света, воздуха и сырости переходит в углекислое соединение свинца и принимает желто-бурый оттенок. В смеси с цинковыми белилами дает довольно прочную краску, особенно пригодную для окраски металлических предметов: паровых котлов, баков, ванн, резервуаров и проч.
Свинцовый сурик применяется также для приготовления скоро твердеющих замазок для паровых и водопроводных труб, при спайке и многих других технических надобностях.
Мумия представляет также довольно распространенную краску, которая состоит из глины, окрашенной окислами железа, в зависимости от которых и получает свои разнообразные оттенки и названия. Получается искусственно чрез обжигание железного купороса или колчедана при обильном доступе воздуха. Растертая на масле мумия дает хорошую краску для железных сооружений, крыш, мостов и т. п.
Высшие сорта носят название мумии шведской и помпейской, достоинство и цена которых определяются красотою оттенка, тонкостью измельчения и кровельною способностью. Все сорта от времени более или менее темнеют.
Киноварь, картинная и натуральная, встречается в природе в готовом виде (ртутная руда), состоит из соединения ртути с серой, дает сравнительно дорогую и прекрасную краску с оттенками от желтовато-красного до темно-красного.
Лучший сорт киновари называется китайскою киноварью. Все сорта этого красящего вещества от действия воздуха темнеют, а потому для наружных работ мало пригодны.
При прокаливании чистая киноварь улетучивается без остатка, чем и пользуются для определения ее качества.
Киноварь искусственная по виду трудно отличается от настоящей, но кроме цвета, ничего общего с ней не имеет.
Получается химическим путем или же подкрашиванием свинцового сурика. Вследствие дешевизны она часто употребляется как масляная краска, не отличаясь, однако, постоянством цвета.
Бакан турецкий является побочным продуктом при производстве кармина. В продаже встречается разных оттенков и качества. Красный бакан неядовит.
Кармин дает ярко-розовую краску, которая получается из кошенили — насекомого, водящегося в Мексике и Калифорнии и живущего на растениях из породы кактусов.
Для получения кармина сушеную и нетолченую кошениль растворяют, причем красящее вещество осаждается слабой кислотою.
В продаже встречается в порошке, кусках или растворе. Растертая на масле получает темно-розовый цвет.
Коричневые краски
Умбра представляет собою самую дешевую и распространенную коричневую краску. По своему составу умбра представляет глину, окрашенную в различной пропорции окислами железа и марганца.
В продаже умбра встречается почти в том же самом виде, в каком извлекается из почвы, в виде рыхлых кусков с оливковым оттенком, а также в порошке и носит название умбры сырой. При прокаливании сырой умбры она приобретает красно-бурый или же чисто коричневый цвет и тогда получает название жженой умбры.
Все сорта умбры дают весьма прочные и хорошо кроющие краски, пригодные как для масляных, клеевых, так и известковых покрасок.
Кельнская земля, или кассельская коричневая краска, напоминает собою умбру и содержит в своем составе большое количество бурого угля, от которого и получила свой цвет. В природе встречается в готовом виде в виде богатых залежей в Германии, у Кельна и Касселя. Применяется для приготовления масляной краски для коричневых колеров. Для клеевых и известковых окрасок кельнская земля не годится, ибо быстро выгорает.
Сурик железный может быть получен из железистых пород и содержит в себе окись железа, содержание которой доходит до 80-90%; но это, однако, не может служить мерилом качества сурика. Некоторые сорта сурика получаются как побочный продукт при фабрикации серной кислоты. Это так называемый русский сурик. Лучшим суриком, однако, следует считать бельгийский, который дает прочную красно-коричневую краску с металлическим блеском. Он употребляется во всех случаях малярной практики, где требуется наибольшая прочность, как например, при окраске крыш, труб, баков и других железных сооружений.
Правильно произведенная окраска предохраняет железо от ржавчины и других атмосферных влияний, а потому крыши, покрытые суриком, выдерживают много лет.
Терра-сиена встречается в продаже в желтоватых кусках неправильной формы с блестящим изломом. По своему составу напоминает охру и умбру. Как самостоятельная краска употребляется довольно редко и главным образом служит для разбелов и разделок под древесные породы. Если это красящее вещество подвергнуть прокаливанию, то получится красновато-коричневый оттенок, напоминающий цвет красного дерева, и он называется тер-де-сиен жженый капут мортуум, иначе фиолетовая мумия, Он имеет громадное применение в малярной практике, также для составления разбелов и колеров, давая прочный красочный слой, но постоянством цвета не отличается.
Для получения капут мортуум надо подвергнуть мумию обжиганию или прокаливанию, и тогда получится краска темно-вишневого цвета.
Деготь представляет искусственную смесь углеводородов различной консистенции. В густом виде имеет густой цвет, а при разбавлении маслом получает коричневый цвет. В продаже имеются различные виды дегтя: древесный, каменноугольный, жидкая смола, полу-вар и другие.
Синие краски
Ультрамарин натуральный представляет продукт измельчения минерала ляпис-лазури. Вследствие довольно высокой цены этого красящего материала употребляется только для художественных работ.
Натуральный ультрамарин в большинстве случаев малярной практики заменяется искусственным продуктом. Последний имеет весьма обширное применение во всех случаях, где требуется синяя окраска, а также для составления фиолетовых и голубых колеров.
Все разбелы ультрамарина обыкновенно делаются цинковыми белилами, ибо свинцовые со временем принимают грязноватый оттенок.
Растертый на масле ультрамарин обладает слабой кровельной силой, а потому при окрашивании необходима предварительная грунтовка.
Ультрамарин искусственный может быть пригоден для составления известковых и клеевых красок.
Приготовление искусственного ультрамарина производится путем прокаливания каолина с сульфатом и углем (или соды с серой). От способа приготовления и материалов, вошедших в различной пропорции в его состав, зависит оттенок краски — от зеленого до синего с красноватым отливом.
Для определения качества краски употребляется следующий практический способ: на натянутый шелковый газ насыпают небольшое количество ультрамарина, проводят пальцем, что дает возможность определить присутствие грубых частиц.
Для определения окрашивающей способности берут 1 г прокаленного каолина, обращенного в тончайший порошок, и 1 г испытуемого образца. Полученную смесь высыпают на бумагу и сравнивают с нормальною смесью или же со смесью другого сорта.
Ультрамарин употребляется не только в малярном деле, но и в других случаях, как например, для подсинивания белья для уничтожения желтизны, а также в ситцепечатном деле, где иногда изделия пропускают чрез квасцовый раствор для укрепления краски. Вот почему прочность ультрамарина можно определить по отношению его к квасцам.
Лазурь берлинская и парижская — синяя краска замечательной интенсивности и кровельной силы. Довольно чувствительна к щелочам и извести, что в некоторой степени ограничивает применение этой краски в малярном деле. Лазурь как самостоятельная краска употребляется довольно редко, а служит главным образом как подмесь для составления разных колеров для загрунтовки под ультрамарин.
Лучший сорт лазури Милори должен иметь раковистый излом с отблеском красной меди, отличаясь темно-синим, почти черным цветом.
Брауншвейн (бремерская синь) — краска синевато-зеленого цвета, состоящая из окислов меди. В продажу поступает в виде кусочков неправильной формы, содержащих, как примесь, глину и гипс и т. д. Брауншвейн употребляется главным образом при составлении клеевых красок, в которых не изменяет своего синего цвета. Будучи растертой на олифе, брауншвейн изменяет свой бирюзовый цвет в зеленый.
Кобальт — прекрасного синего цвета, очень дорогая краска, получаемая осаждением солей кобальта. Применяется исключительно для живописи; имеет перед другими синими красками то преимущество, что не изменяет своего цвета при искусственном освещении.
Лавра, индиго — синее красящее вещество, добываемое из некоторых растений Индии и Америки. Эта краска служит главным образом для окраски тканей шерстяных и бумажных. В настоящее время употребление этой краски очень ограничено, и для окрашивания тканей вошли в употребление анилиновые краски. Как масляная и клеевая краска индиго редко употребляется.
Шмальта представляет собою измельченное стекло, подкрашенное окисью кобальта; в продажу поступает в виде порошка голубого цвета, прочна и не изменяет цвета. Применяется чаще всего для голубых присыпок.
Зеленые краски
Смесь лазури с свинцовым кроном дает прекрасную зеленую краску, которая пользуется большим распространением в малярном деле и известна под названием зеленого крона, содержащего в виде примесей серно-свинцо-вые соли, глину, гипс и т. д.
Крон зеленый содержит в своем составе медь и мышьяк и потому очень ядовит; крон довольно красивая и прочная краска. Может быть пригодна для окраски садовой мебели, беседок и проч. В слабой серной кислоте растворяется без остатка.
Бакан зеленый принадлежит к числу самых употребительных зеленых красок, известных в торговле под разными названиями — изумрудной зелени, смарагдовой, травянки и т. п.
Все эти сорта отличаются большою прочностью, но под влиянием щелочей иногда разлагаются, вследствие чего образуются красноватые и желтые оттенки. Зеленый бакан получается из смеси желтого крона с лазурью.
Ультрамарин зеленый представляет изменение синего ультрамарина, мало употребляемого в малярной практике.
Цельная окись хрома — зеленая краска, на которую не действуют ни щелочи, ни кислоты. Эта краска предназначается только для наружного слоя, ибо не отличается большою кровельною способностью. Для загрунтовки употребляется самая дешевая зеленая киноварь.
Зелень Виктория — под этим названием поступают в продажу различные смеси окисей хрома с цинковым кроном или светлые сорта зеленой киновари.
Зелень цинковая — красивая ярко-зеленая краска, по своему составу представляет смесь желтого цинкового крона с окисью хрома. Она применяется во всех масляных окрасках и отличается большою прочностью. Бывает разного качества и оттенков, в зависимости от чистоты или присутствия посторонних примесей. Дешевые сорта часто заменяются зеленой киноварью, краской весьма непрочной, особенно чувствительной к щелочам, при действии которых разлагается и принимает грязно-желтый оттенок.
Медянка (ярь медянка) по химическому составу представляет уксуснокислую медь; весьма распространенная краска для окраски железных крыш и других железных сооружений, красивого цвета и достаточно прочна. Медянка самостоятельно редко употребляется и только со свинцовыми белилами, с которыми дает прочное соединение красивого цвета. Уксусная кислота, содержащаяся в медянке, освобождается по мере разложения красочного слоя, действуя разрушающе на железо, а потому под медянку необходимо употребить специальную зеленую грунтовку. В свежем виде красочный слой медянки имеет бирюзовый цвет, который по мере высыхания переходит в ярко-зеленый. В торговлю поступает в виде головок цилиндрической формы, зернистого порошка или лепешек неправильной формы.
Черные и серые краски
Вместо черной краски пользуются видоизменениями углерода. Так, для простых подкрасок железа, печей и т. п. употребляется порошок графита. Хорошие черные масляные краски представляют костяной животный уголь.
Лучшую черную краску представляет сажа, то есть мельчайшие частицы угля, получаемые при неполном горении торфа или растительных масел.
Графит встречается в готовом виде в природе в смеси с другими минералами. Цейлонский графит представляет высший сорт; менее хороший добывается в Богемии. Оба сорта поступают в продажу в виде блестящих кусков или порошка. Графит как самостоятельная краска употребляется довольно редко. С белилами дает прочную серую краску. Сухой графит применяется для присыпок и для натирания чугунных и железных печей, топочных дверец и решеток, которым придают вид полированных, также употребляется для приготовления графитных замазок.
Сажа малярная принадлежит к числу довольно распространенных черных красок в виде тонкого аморфного порошка. Пригодна как для разбелов, так и для обыкновенных малярных работ. Эта сажа вырабатывается в Швеции и Финляндии через обжигание торфа. Она известна также под названием шведской и финляндской сажи.
Голландская сажа (легковесная камерная) получается чрез сжигание смолистого дерева, коры и проч., а также смол и масел в особых печах. При этом часть продуктов горения осаждается в виде черных хлопьев. В этой саже содержится много жировых частей и пригорелых смолистых, которые в масляной краске сильно замедляют высыхание и делают необходимым прибавление сушки — недостаток, которого нет в малярной саже.
Лучший сорт сажи называется ламповой копотью и употребляется преимущественно для приготовления типолитографских красок, а также для живописи.
Кость жженая дает черную краску с голубым отливом, пригодную как для масляных, так и для клеевых и известковых подкрасок. Легко растворима, не действует на другие краски, а потому вполне пригодна для составления различных колеров. Краска эта может быть получена чрез обжигание костяного угля без доступа воздуха. Лучшие сорта получаются чрез обжигание слоновой кости и употребляются только для очень ценных малярных и главным образом живописных работ.
Франкфуртская чернь составляет продукт обжигания виноградной гущи или пробки и не содержащего смолы древесного дегтя. Употребляется для водяных красок.
Серая свинцовая и цинк-грау представляют собою нечистые свинцовые и цинковые белила, получаемые как побочный продукт при получении белил.
Эмалевые и специальные краски
Эмалевые краски отличаются блеском, хорошо выдерживают атмосферные влияния и сырость, не изменяются на солнце. Вообще эти краски отличаются стойкостью, почему и имеют громадное применение в практике, не требуют покрытия лаком, вследствие чего употребляются для последнего красочного слоя.
В продаже имеются эмалевые краски всевозможных цветов и оттенков, вполне готовых для покрытия.
Каучуковые краски отличаются большою эластичностью, прочностью, блеском и устойчивостью относительно действия пресной и морской воды. Эти краски имеют большое применение для окраски морских судов. Разводят вареным маслом.
Калоколит представляет особого рода эмульсированный препарат. По своим свойствам этот препарат можно применить во многих случаях малярной практики. Он незаменим для грунтовки по дереву, цементу, бетону, штукатурке, асфальту, цинку и проч.
Черная матовая краска употребляется для покрытия классных досок, по которым пишут мелом.
Окраска производится так: новую, гладко выстроганную доску покрывают два раза малярной олифой; неровности и трещинки заделывают и затирают шпаклевкой с примесью сажи.
Шпаклевать надо по возможности меньше или даже вовсе обходится без нее. После просушки протирают пемзой, счищают пыль, еще раз покрывают олифой, а затем кроют два раза матовой краской, каждый раз после полной просушки предыдущего красочного слоя.
Черная краска для железа сидероэмаль, вполне готовая для употребления, отличается красивым блеском, уничтожает ржавчину, огнеупорная, выдерживая температуру до 200 °С. Окрашенная ею поверхность принимает глазированный вид.
Употребляется для подкраски дымовых труб, подвергающихся нагреву.