Здесь от законченной работы требуются не только изящество, высокий блеск и правильный подбор красок, но также и большая прочность окраски и лакировки.
Для выполнения всех этих требований должно быть обращено особенное внимание на подготовку и выбор материала. Даже самыми незначительными упущениями и неточностями можно испортить всю работу, на которую потрачено много времени, труда и ценного материала.
Прежде чем приступить к грунтовке деревянных частей экипажа, их надо предварительно очистить от пыли и грязи, стараясь не употреблять воду; железные и вообще металлические части очищают бензином или скипидаром от ржавчины и жирных пятен. Затем очищенные поверхности покрывают нетолстым слоем подогретой олифы, ибо тогда она глубже проникает в дерево. Полное высыхание продолжается два дня, после чего приступают к шпаклевке и подмазке.
Хорошим материалом для составления шпаклевок и замазок считается английская земля, приготовленная на подмазочном или каретном лаке, с небольшою прибавкою каретного сиккатива.
Для дешевых работ допускается шпаклевка, составленная из охры, мела, свинцовых белил и т. п.
Шпаклевание в случае, если трещинки и углубления окажутся довольно значительными, можно повторить два и более раз, но не иначе, чтобы слой шпаклевки был наложен на вполне просохший и затвердевший предыдущий слой, тщательно пемзуя слой до получения вполне гладкой и ровной поверхности.
Железные части, углы и округленные поверхности следует тщательно отшлифовать порошком пемзы, насыпанным на кусок мокрого войлока.
После шлифовки и шпаклевания экипаж грунтуют жидкой краской избранного колера, а по высыхании шлифуют вновь, применяя мокрую пемзу или пемзовый порошок. Обмывают чистою водою и затем вытирают насухо замшей или чистой тряпочкой.
Грунтовку можно повторить несколько раз, в зависимости от подготовки и выбора колера. При этом первый слой грунтовки наносят тонко, применяя более жидкую краску, с примесью хорошего скипидара; последующие слои могут быть гуще.
Краску наносят щетинными кистями и сглаживают флейцами, делая кругообразные движения, едва прикасаясь к свежеокрашенной поверхности. После просушки и шлифовки поверхность покрывают 2-3 раза каретным лаком, в зависимости от чистоты требуемой отделки экипажа. Вообще, чем больше будет лаковых покрытий, тем легче будет получить изящную отделку.
Первый слой лака должен быть гуще и крепче для того, чтобы легко можно было его отшлифовать. Высохший лак шлифуют тонким порошком пемзы, промывают мокрой губкой и затем вытирают насухо. На этой поверхности делают надписи, рисунки, углы и т. д. Для этой работы применяют хорошие масляные краски с небольшой прибавкой скипидара; особенное внимание должно быть обращено на кровельную силу и прочность. После высыхания покрывают лаком. Весь слой шлифуют и промывают, как сказано выше, за исключением последнего. Этот слой не шлифуют, а равномерно наносят мягкой кистью.
Последующий лаковый слой определяет результаты всей работы в смысле красоты и изящества, а также устойчивости против атмосферных влияний — сырости, холода и резких перемен температуры.
Чтобы получить хорошие результаты, необходимо лакировку производить в хорошем сухом помещении; температура должна быть не ниже 12 °С, а всегда несколько выше. На холоде лак сгущается, медленно сохнет и образует неровную поверхность.
Окончательное высыхание и затвердение лакового слоя произойдет не ранее 3-6 дней, после чего можно сделать несколько промывок холодной водой. Вообще, промывка лакового слоя ускоряет высыхание лака и способствует затвердению его.
Если требуется возобновить окраску старых экипажей, то необходимо предварительно удалить отставшую краску, а также неплотно держащуюся шпаклевку и замазку. Когда краска оказывается еще достаточно прочной, то можно ограничиться только шлифовкою верхнего слоя краски или лака. Затем экипаж промывают, просушивают и обильно грунтуют олифой и, если окажется необходимым, то шпаклюют. Общий ход работ перекраски будет такой же, как для окраски новых карет.