Выбор пигмента не безразличен, так как связывающее вещество, быстро и интенсивно выцветающее под влиянием кислот, будет чувствительнее к окраске, чем индифферентный по отношению к кислотам материал. Это особенно заметно обнаруживается в известке, которая одновременно является пигментом и связывающим веществом.
Мы знаем из химии, что кислоты обладают свойством вытеснять одна другую из химического соединения, раз на сцену является более сильная кислота, так что кислотоупорность окраски зависит не только от связывающего вещества и пигмента, но также от рода кислоты, как например, слабые фруктовые кислоты в общем не оказывают на окраску разрушающего действия, разве только вызывают появление на ней матовых пятен. Случается, что концентрированная кислота действует меньше, чем та же кислота, разбавленная водою.
Относительно масляных красок заметим следующее: льняное масло представляет соединение жирных кислот с углеводородами. Жирные кислоты относятся к органическим, то есть слабым кислотам, а потому более сильные минеральные должны их вытеснить из соединений. Процесс этот совершается не быстро и, быть может, пройдет много времени, прежде чем кислота настолько подействует на соединение жирных кислот с углеводородами, что это соединение разрушится.
Льняное масло обыкновенно долго сопротивляется действию кислоты, если последняя действует в виде сильно разбавленных паров. Напротив, концентрированная кислота немедленно действует на льняное масло в окраске, ибо льняное масло представляет собою вещество окисляющее. Под влиянием крепкой кислоты произойдет окисление, которое здесь ясно обнаруживается в обугливании, то есть кислота окрасит льняное масло в черный цвет.
Чем жирнее льняное масло, тем дольше это масло сопротивляется действию кислот. В еще большей степени кислоты действуют на растворы смол — лаки. Растворы смол, не содержащие льняного масла, как например спиртовые лаки, можно считать абсолютно кислотоупорными. Так, янтарные лаки обладают высокою степенью кислотоупорности. То же относится и к спиртовому раствору шеллака, а также имеющимся в продаже кислотоупорным составам, которые представляют собою связанные с такими растворами твердых смол пигменты. Конечно, и здесь существует предел, дальше которого окраска перестанет выдерживать действие кислот, ибо хотя и в небольшой степени, но все-таки высыхание смол и здесь зависит от окисления. а потому кислородные соединения кислоты могут нарушить химическое строение смолы.
Вот почему вещества, не подверженные заметному окислению, могут лучше противостоять действию кислот. К таким веществам относятся асфальт и деготь, а также минеральные масла, не содержащие кислот. Таковыми являются все естественные минеральные масла, и только искусственно приготовленные минеральные масла иногда содержат кислоты.
Асфальт кислотоупорен и противостоит даже действию самых сильных и концентрированных кислот. Применению асфальта много мешает его черный цвет.
В природе имеются и другие вещества, которые так же кислотоупорны, как асфальт. Таким веществом является воск, и потому в некоторых случаях можно пользоваться им для кислотоупорного покрытия. Парафин также до некоторой степени считается кислотоупорным.
Каучук (невулканизированный) считается лучшим кислотоупорным веществом. Берутся коричневый каучук и гуттаперча. Оба эти материала кислотоупорны. Каучук растворяется в сероуглероде и служит связывающим веществом. Прибавлять его можно к масляным краскам или же делать покрытия из этого каучукового раствора.
Род пигмента при кислотоупорных покрытиях также имеет большое значение. Так, свинцовые и цинковые белила и краски, а также ультрамариновые, парижскую синь и все каменноугольные краски не следует употреблять для кислотоупорного покрытия. При некоторых работах неудобен также и мел. Напротив, каолин и тяжелый шпат так же кислотоупорны, как и пигмент, состоящий на 70-80% из тяжелого шпата.
Кобальтовая синяя краска, а также все краски, представляющие по составу окись железа, также считаются кислотоупорными.
Приводим несколько рецептов кислотоупорных составов, испытанных в практике:
- Для дерева. Две части жженого тиса смешивают с одною частью измельченного асбеста и растирают смесь с свежею кровью, пока не получится густая кроющая масса. Сухое дерево красят этой массой за один раз, а затем, спустя несколько часов, второй раз. Для второго раза прибавляют немного льняной олифы. Покрытие сушат над горячими углями, но, впрочем, оно и само по себе твердеет через несколько дней. Для того чтобы свернулся белок, находящийся в крови, окраску надо обработать струею пара.
- Для железа. Цемент обливают клеевою водою и кроют им за два раза очищенное от ржавчины и грязи железо. После просушки покрытия кроют раствором 1 части парафина в 3 частях каменноугольного дегтя. Этот раствор наносят в теплом виде на слегка нагретое железо.
- Для железа. 20 ч. жидкого стекла (30-40° Боме) смешивают с 10 частями тяжелого шпата и 20 частями измельченного асбеста, растирают до получения хорошо кроющейся массы.
- Для железа. 2 части светлой канифоли сплавляют с 1 частью гуттаперчевых обрезков. Сплав смешивают с терпентинным маслом; вместо пигмента берут тяжелый шпат.
Наконец, как специальный кислотоупорный лак рекомендуется отличающийся по своему составу от всех названных материалов японский лак.