Такая система получила свое название по форме поперечного сечения шва, которое имеет форму буквы «Т».
Стандартный Т-образный шов состоит из нескольких элементов, в том числе:
- герметик, обычно уретановый;
- армирующая пластина, алюминиевая или пластмассовая, толщиной 3 мм;
- антиадгезионная лента, предотвращающая трехстороннюю адгезию с армирующей пластиной;
- эпоксидные или полимерные предохранительные оковки для прикрепления к поверхностям.
В то время как швы с герметиком рекомендуются при ширине шва только до 25 мм, конструкция Т-образного шва позволяет сделать допустимую ширину больше. Это достигается с помощью добавления армирования как на дне шва, так и по его сторонам. При Т-образной форме можно использовать швы шириной до 30 см (без учета предохранительных оковок). Рекомендуется, чтобы расчетное значение ширины герметика в Т-образных швах составляло пять величин ожидаемой деформации, по сравнению с четырехкратной для обычного шва с герметиком. Это обеспечивает дополнительный запас прочности для швов этого размера. Производители требуют, чтобы ширина шва составляла не менее 7,5—10 см.
Т-образная система модифицирует обычный шов с герметиком так, чтобы он мог выдерживать неправильную эксплуатацию и износ, что имеет место для горизонтальных швов, по которым осуществляется движение. Металлическая пластина армирует мягкий герметик во время воздействия нагрузки от автомобилей. Предохранительные оковки обеспечивают сопротивление ударам, а также дополнительные адгезионные свойства. Рекомендуется, чтобы такие предохранительные оковки были подняты примерно на 3 мм выше герметика и были наклонены к нему, чтобы предотвратить повреждение от автомобилей и другого тяжелого оборудования.
Существует два метода установки Т-образных швов — нанесение в жидком виде и установка готовых систем. При обоих методах используется герметик, однако в готовых системах используется герметик, который был предварительно сформован и отвержден. Отвердевший материал помещается в шов на месте проведения работ. Системы, наносимые в жидком виде, после смешивания и до затвердевания устанавливаются непосредственно в шов на месте. Оба вида систем имеют свои преимущества и недостатки.
Готовые системы дают возможность обеспечить равномерную толщину герметика и провести его затвердевание в контролируемых условиях. Это предотвращает возможное неправильное использование, которое может случиться при затвердевании систем, наносимых в жидком виде. Готовые системы не позволяют обеспечить бесшовное нанесение и требуют заполнения шва совместимыми герметиками на месте.
Готовый материал обычно формируется в отрезки длиной 2,5 метра, вследствие чего через каждые 2,5 метра необходим стык. Готовые системы не учитывают неровности горизонтальной поверхности. Предохранительные оковки устанавливаются после монтажа предварительно сформованного герметика, чтобы ослабить имеющиеся неоднородности по ширине и горизонтальности шва.
Жидкие системы уязвимы для повреждений и атмосферных воздействий в течение стадии затвердевания. Более холодные температуры могут продлить обычный период затвердевания с 48 до 72 часов. В компенсационных швах обычно используются герметики самовыравнивающегося вида. Поэтому герметик, наносимый в жидком виде, течет в направлении к более низкому концу шва, что приводит к его неравномерной толщине. Может произойти сжатие жидкой системы в каком-то месте длинного шва и затем в процессе затвердевания материал может оторваться от предохранительных оковок.
Между бетонным настилом и армирующей пластиной, а также между пластиной и герметиком должна быть установлена антиадгезионная лента. Если антиадгезионная лента установлена неправильно и поднимается на стороны шва, то адгезия будет неправильной.
Эпоксидные предохранительные оковки устанавливаются вровень с краем бетонного настила и наносятся кельмой, чтобы покрыть незначительные неровности настила. В случае готовых систем швов, герметик скашивается по краям приблизительно под 45°, а на него наносится материал предохранительных оковок. Это обеспечивает хорошее сцепление и надежное крепление герметика к основе. Материал предохранительных оковок не должен течь или наноситься кельмой на горизонтальные части поверхности герметика, поскольку это мешает деформации герметика.
Такие швы можно наносить поверх существующих компенсационных швов путем наращивания полимерных предохранительных оковок вверх, чтобы обеспечить необходимую глубину герметика. Однако это оставляет швы незащищенными от неправильной эксплуатации под действием транспортной нагрузки, и предохранительные оковки, в конце концов, износятся, оставив герметик незащищенным от повреждений.
Установка Т-образных систем является трудоемкой, что увеличивает вероятность неправильного нанесения на месте работ, в отличие от систем, изготовленных на заводе, которые требуют выполнения минимальных работ на месте установки.