Эту крестьянскую усадьбу новый владелец желал перестроить, используя, по возможности, экологически чистые методы, таким образом, чтобы дом можно было сдавать внаем. Впрочем, впоследствии застройщик планировал пользоваться своим приобретением сам.
Перед покупкой здания застройщик проинспектировал его совместно с архитектором, в результате чего была произведена конструктивная оценка его состояния и, в качестве первого шага планирования, были оценены перспективы его дальнейшего использования после проведения реконструкции. Результаты инспекции и дальнейшего обсуждения привели к положительному решению вопроса о покупке здания.
Архитектурный тип здания и его состояние
Здание принадлежало к тому типу, который часто строили в начале XX века в сельских регионах Германии. Такие дома получили известность как "швабские домики". Они и сегодня встречаются довольно часто, в неисчислимых вариациях, иногда— почти до неузнаваемости изуродованные бесчисленными перестройками. Для зданий этого типа характерны вытянутый, с правильными пропорциями, корпус здания (здания могут быть как отдельно стоящими, так и примыкать к другим), два полноценных этажа, отвесная крыша. Большинство из таких зданий имеют подвалы под частью здания, обычно оборудованные под кладовки.
Изначально дом был разделен на две части: примерно половина первого этажа была оборудована под хлев (животноводческое помещение), в то время как находящаяся над ним часть второго этажа служила жилищем самому крестьянину с семьей, а чердачное помещение или оставалось необорудованным, или состояло из пары небольших комнат. Первый этаж второй половины был приспособлен под амбар и имел большие ворота (для въезда повозок с сеном), а также вход в подвал-кладовку и частично заглубленный подвал, над которым располагался сеновал. Над амбаром размещалась воздушная камера с молотилкой-веялкой, или же оба этажа использовались под зимнее хранилище для обмолоченного зерна. Это хранилище было приподнято над уровнем пола примерно на 40 см.
Новая концепция использования здания
Разумеется, это здание не являлось охраняемым памятником старины. Тем не менее, новый владелец хотел в ходе реконструкции по возможности бережно и щадящим образом обойтись с имеющимся строением — как с точки зрения культуры строительства, так и с хозяйственно-экономической позиции. Кроме того, в строительстве он желал применять экологически чистые материалы. Иными словами, основная идея заключалась в том, чтобы, в значительной мере сохранив исторический облик здания, искусно привнести в него элементы современности, создав вполне привлекательное архитектурно-художественное решение.
Расположенные в центре высокие амбарные ворота с традиционно пристроенным к ним покатым навесом-козырьком преобразуются в центральный вход — остекленная пристройка будет служить большим входным вестибюлем. Никаких изменений в существующую конструкцию для этого вносить не требуется, потому что все элементы будут просто добавлены к имеющемуся зданию. Вход в подвальное помещение через лестничную клетку тоже остается доступным. Для осуществления реконструкции используются следующие материалы:
- внутренние разделительные стены лестничной клетки — кладка из силикатного кирпича, толщина стены — 24 см (для обеспечения шумоизоляции), внутренние поверхности оштукатурены;
- напольное покрытие — напольная керамическая плитка;
- цоколь пристройки — бетон;
- внешние поверхности — теплоизолированная конструкция из металла и стекла;
- лестничный блок — лакированные стальные пролеты и парапеты с буковыми ступеньками. Из соображений звукоизоляции в местах присоединения лестничных площадок конструкция закреплена эластично.
Поэтажный план здания после реконструкции — как видите, в результате перепланировки каждый этаж реконструированного дома был преобразован в отдельную квартиру. На первом этаже разместилась большая трехкомнатная квартира, имеющая подковообразную форму, охватывающую лестничную площадку. Квартира насчитывает 3 комнаты и еще одно помещение, которое на полноценную комнату "не тянет", поэтому с натяжкой можно сказать, что в этой квартире имеется "три с половиной" комнаты. Жилая зона, кухня и столовая находятся на месте прежнего хлева.
Старый пол, вымощенный булыжниками, был разобран, а полученный материал использован для обустройства придомовой территории. За счет этого была углублена область, не оборудованная погребом. Наконец, на пол была уложена новая теплоизоляция, а в качестве напольного покрытия использовалась керамическая напольная плитка.
Имеющиеся двери и окна на первом этаже были подвергнуты безрамному остеклению, на южной стороне во внешней стене, сложенной из туфа, был проделан большой дверной проем для прохода на террасу. Наружные стены первого этажа получили внутреннюю теплоизоляцию вследствие того, что фасад заслуживал сохранения (присоединение элементов), а также за счет хорошей сохранности наружной штукатурки.
Секция, в которой расположены комнаты, ванная и санузел, находится в крыле здания, где раньше располагались амбар и сеновал, и поэтому, исходя из имеющейся данности, эта зона имеет полы на разном уровне. За счет увеличенной высоты этажа, а также полов на разном уровне, появилась интересная возможность встраивания стальной галереи.
Квартира на втором этаже имеет 3 комнаты. При использовании старого чертежа эту квартиру стало возможным перепланировать в духе времени. На месте бывшей кухни была устроена ванная комната, стены, не являющиеся несущими конструкциями, были частично разобраны. Часть пространства, которая ранее была занята амбаром и сеновалом, была визуально поделена на зоны за счет установки нового деревянного перекрытия из брусьев (с нижним настилом).
Качество и комфортность жилища были повышены за счет установки "французских окон" ("стеклянных дверей"), разборки подоконных стенок и расширения, таким образом, имеющихся оконных проемов, а также за счет пристройки балкона с южной стороны.
На последнем этаже разместилась квартира-студия из 4 комнат и еще одного помещения, которое тоже ^не тянет" на полноценную комнату. Часть этой квартиры-студии имеет открытый воздушный зазор до конька крыши, а вторая часть имеет навесной потолок. Как и на втором этаже, здесь тоже имеется открытая лоджия.
Чтобы получить дополнительное освещение и выигрыш в свободном пространстве, в стропильной конструкции были устроены выходящие во двор слуховые окна с односкатной крышей.